Зачем платить за ТЗ для мобильного приложения?

Чтобы сэкономить деньги
Если вы впервые хотите заказать разработку мобильного приложения, то столкнетесь с очень интересной проблемой — менеджеры по продажам (!) плохо идут на контакт. И каждый произносит одну фразу: «У вас есть техническое задание на мобильное приложение?». Почему люди, кровно заинтересованные в продаже, неохотно общаются с горячим лидом? Ситуация разрывает шаблоны, но легко объяснима.

95% затрат на разработку — это человекочасы разработчиков. Именно от их количества зависит конечный ценник
У вас в голове есть четкое понимание задачи. Будущее приложение будет решать определенные проблемы бизнеса и каким-либо образом приносить прибыль. ИТ-разработчики - ребята априори опытные и вроде должны понимать вас с полуслова. Вы даже представляете себе дизайн мобильного приложения или у вас уже есть эскизы. Казалось бы, задача проще некуда, отрисовать в векторе, адаптировать под все устройства и сделать кликабельные элементы. Но между таким приложением и решением ваших задач пролегла пропасть «нерентабельно».
Для начала простой мысленный эксперимент. Вы предоставляете услуги погрузки/разгрузки грузовых машин. Я звоню, и у нас происходит феноменальный диалог:

— Здравствуйте, задача проще некуда и как раз по вашему профилю — необходимо разгрузить машину, сколько времени это займет?

— Привет, 3 часа

— Отлично, это Камаз

— 5 часов

— Ну….. Нехорошо так увеличивать сроки, но да ладно. Кстати, там песок

— …10 часов

— Шта?! Мне жаль, что мы с вами связались. Т.к. девать нам некуда, слушайте все до конца. На территории по технике безопасности нельзя использовать лопаты и погрузчик. У нас есть безопасные совочки, моя дочь ими лепит отличные куличики. Уверен, у вас все получится



Если менеджер по неопытности заключит с вами договор, у него будет два варианта действий. Либо выпилиться из нашего бренного мира самостоятельно, либо дождаться возвращения грузчиков/разработчиков.
Как происходит на практике
Студии мобильной разработки не перестают открываться (как и закрываться). Как же они зарабатывают, учитывая подобные риски?



Вариант первый, самый распространенный
Примерно понимая объем и проведя интервью по существующей инфраструктуре, вам выставят коммерческое предложение на разработку мобильного приложения в 2-4 раза выше от справедливой цены. В этот ценник войдут и работы по составлению технического задания (да-да, хотя бы для себя они ТЗ все равно напишут), и риски по увеличению объема работ. Менеджер понимает, что вы начнете звонить в другие студии, но без ТЗ вы не сможете серьезно сбить цену. Другой менеджер точно также заложит время на ТЗ и риски. А у страха (результата негативного опыта) глаза велики.



Вариант второй, «Спортлото»
Менеджер выставляет цену в 1,5 раза выше от предполагаемой. Но при этом договор будет составлен так, чтобы защитить студию от кабалы бесконечных доработок. Мобильная разработка превращается в Спортлото. Если менеджер точно угадал объем работ и интеграций, вы получаете приложение, а студия прибыль. Если угадал примерно — студия работает в ноль, но приложение решает ваши задачи. Если процент попадания «3 из 6», то время безвозвратно потеряно, приложение представляет из себя монстра Франкенштейна из наработок от прошлых проектов, его завершение нецелесообразно.

Вариант третий, если вы уже заказывали мобильное приложение
В этом случае вы и сами уже знаете, что делать:

1. Найти студию для написания ТЗ. Вы сообщаете менеджерам именно такую задачу и проводите мини-тендер

2. Имея на руках ТЗ, вы решаете, что будет в стартовом приложении, а что останется на последующие итерации разработки

3. ТЗ рассылается по всем доступным студиям, в ответ идут КП с лучшей ценой



Экономия может составлять до 50% от «цены без ТЗ». Все риски нивелированы, договор прозрачен. И самое главное — торговаться о лучших условиях становится легче, разные студии могут давать скидку на какие-либо этапы работ. У всех есть свои наработки, но без ТЗ никто не рискнет снизить оценку. Ведь только в ТЗ будет видно, подойдут ли старые решения для ваших задач.

Как заказать ТЗ и не допустить ошибок?
Правил ровно 3:

1. ТЗ является вашей собственностью. Смотрите договор

2. ТЗ должно содержать оценку каждого пункта работ в человекочасах. Это необходимо для проведения тендера и определения этапности разработки

3. ТЗ должно быть написано под инклюзивный стек технологий. Если студия пишет ТЗ под свои эксклюзивные наработки — это злоупотребление доверием, на грани мошенничества



И помните, в бюджетах всегда видно ненаписанные ТЗ

Подписывайтесь на нашу рассылку
получайте интересные новости и специальные предложения дважды в месяц